Часто задаваемые вопросы
Про вступительные испытания
Портфолио учитывается при поступлении. Подробнее о документах необходимых для поступления вы можете узнать на страницах образовательных программ в разделе “Траектория поступления” для образовательной программы Кинопроизводство (бакалавриат) и образовательной программы Актер (специалитет) соответственно.
Так же об условиях и порядке поступления мы подробно рассказали на нашем первом Дне открытых дверей.
Поступление на образовательные программы Института кино по результатам олимпиады не предусмотрено.
С порядком и правилами поступления вы можете также ознакомиться в разделе “Траектория поступления” на страницах образовательных программ “Кинопроизводство” (бакалавриат) и “Актер” (специалитет).
С правилами и порядком проведения вступительных испытаний, а также алгоритмом поступления для образовательной программы “Кинопроизводство” (бакалавриат) вы можете ознакомиться на ее странице во вкладке “Траектория поступления”.
С правилами и порядком проведения вступительных испытаний, а также алгоритмом поступления для образовательной программы “Актер” (специалитет) вы можете ознакомиться на ее странице во вкладке “Траектория поступления”.
Темы и критерии оценки результатов собеседования перечислены в разделе “Траектория поступления” на страницах образовательных программ.
С правилами и порядком проведения вступительных испытаний, а также алгоритмом поступления для образовательной программы “Кинопроизводство” (бакалавриат) вы можете ознакомиться на ее странице во вкладке “Траектория поступления”.
С правилами и порядком проведения вступительных испытаний, а также алгоритмом поступления для образовательной программы “Актер” (специалитет) вы можете ознакомиться на ее странице во вкладке “Траектория поступления”.
Про поступление:
Это самый простой вопрос. Если ваши работы, представленные на творческие испытания, высоко оценены Приемной комиссией Института кино и вы прошли творческое испытание, собеседование и зачислены в Институт — вы точно талант.
Талант — не единственное условие успеха, и не гарантия успеха в работе, но основание попробовать себя в творческой профессии, начать учиться.
Если вы не зачислены в этом году, вы сможете получить рекомендации, что делать дальше, например, что делать, чтобы поступить через год?
И, наконец, если вы не зачислены — есть другие творческие вузы — вас могут счесть талантливым в этих вузах.
И, конечно, есть достаточно много примеров, когда актеров, сценаристов, режиссеров не принимали ни в какой творческий вуз, но они все равно добивались своего и становились успешными в творческой профессии. Если вы действительно талант — вы не остановитесь, получив даже десяток отказов. Вы продолжите учиться и работать и добьетесь своего. Удачи!
Стоимость обучения будет окончательно объявлена к 30 января 2022 года.
Очевидно, что стоимость обучения в Институте кино НИУ ВШЭ будет ближе к верхнему пределу стоимостей, принятых для других специальностей в НИУ ВШЭ.
Это обусловлено малым размером групп на практических занятиях, и, соответственно, большим числом необходимых преподавателей, площадей, объемом использования техники и проч. Мы привлекаем к преподаванию самых высококвалифицированных (и, соответственно, высокооплачиваемых) специалистов, в том числе, зарубежных.
Нужно также иметь в виду, что высокая стоимость образования в сфере кинопроизводства соответствует и относительно более высоким средним доходам работников отрасли, по сравнению с другими отраслями экономики.
В магистратуре по специальности “Кинопроизводство” студентам будет предложено 25 бесплатных мест из 36. Остальным студентам магистратуры и всем студентам специалитета и бакалавриата Институт кино может предложить систему скидок.
Чтобы быть в курсе наших новостей вы можете подписаться на информационную рассылку наших образовательных программ.
Вся информация по скидкам будет опубликована после январских каникул.
Чтобы быть в курсе наших новостей вы можете подписаться на информационную рассылку наших образовательных программ.
Заставить вас взять кредит мы не можем и не будем этого делать.
Обучение в нашем Институте стоит дорого, мы это знаем. Но это не просто так.
У нас маленькие группы на семинарах по основным дисциплинам — до 6 человек, и это — абсолютная необходимость, дающая возможность вам больше работать с преподавателями. На группу в 25 человек нам нужно 4 опытнейших преподавателя там, где, кажется, можно было бы обойтись одним.
Многие наши преподаватели — иностранцы. Они зарабатывают не больше наших с аналогичной квалификацией, но мы должны обеспечить их физическое присутствие в Москве — оплатить билеты, проживание, страховки, обеспечить качественный синхронный перевод и перевод текстов.
Нам требуются большие специально оборудованные помещения — студии, оснащенные соответствующей съемочной, звукозаписывающей и монтажной техникой — камеры, сменная оптика, свет, микрофоны, компьютеры со специализированным софтом, нужны костюмы, грим и декорации.
Эти факторы делают стоимость обучения у нас выше средней по Москве и даже выше средней по Высшей школе экономики — одному из лучших вузов страны и мира.
Но это не неподъемные цифры для человека, который решил приобрести профессию сценариста, режиссера, продюсера или актера.
800 000 рублей — это сегодня стоимость разработки сценария одной серии не самого дорогого сериала для российских студий, телеканалов и стриминговых платформ. Есть сценарии, которые стоят меньше, есть и такие, которые стоят больше.
800 000 рублей — стоимость работы режиссера-постановщика по одной серии сериала - не самого дорогого.
Для актеров 800 000 рублей — это стоимость одного съемочного дня для самых популярных актеров страны. Для актеров, не находящихся на пике популярности — это стоимость нескольких съемочных дней.
И нет никаких признаков, что эти цифры с годами будут снижаться.
Конечно, условия на всех проектах разные, да и в самом начале вашей карьеры вы, возможно, не будете зарабатывать такие деньги.
Но образовательный кредит выдается на 15 лет! Более, чем достаточный срок, чтобы вернуть деньги, потраченные на образование. Причем — это кредит, субсидируемый государством, вы платите всего 3 процента годовых — это ниже самого низкого уровня инфляции. И вы всегда сможете вернуть кредит досрочно. С условиями кредита можно ознакомиться в Сбере и других банках.
Творческие профессии всегда связаны с риском, в том числе — с финансовым риском. Решите, готовы ли вы рисковать?
В магистратуре, как вы знаете, у нас предусмотрено 25 бесплатных мест. Себестоимость обучения — та же, что и на платных местах — 800 000 рублей в год на одного человека. Эти расходы берет на себя государство, и государственный вуз — Высшая школа экономики, Факультет креативных индустрий, Институт кино. Эти места — отражение заинтересованности государства в притоке свежих сил в аудиовизуальную индустрию за счет переподготовки и повышения квалификации уже работающих в индустрии авторов, режиссеров и продюсеров.
Будут ли бюджетные места?
Все места на образовательной программе "Актер"(специалитет) и бакалаврской программе "Кинопроизводство" - платные.
В соответствии с пожеланиями Ассоциации продюсеров, НИУ ВШЭ изыскал возможность открыть 25 бесплатных мест в магистратуре по кинопроизводству по специализациям автор сценария, режиссер и продюсер (за счет госбюджета и за счет бюджета НИУ ВШЭ). Кроме того, в программе 12 платных места (всего мест в магистратуре по кинопроизводству — 37).
Индустрия рассчитывает, что на эти места будут претендовать прежде всего уже практикующие сценаристы, режиссеры и продюсеры, которые понимают необходимость повышения своей квалификации.
Разрабатывается также система скидок (вся информация по скидкам будет опубликована после январских каникул), с возможностью получения скидки на обучение (до 100%).
Чтобы быть в курсе наших новостей вы можете подписаться на информационную рассылку наших образовательных программ.
На данный момент мы рассматриваем предложения по целевому обучению от предприятий, организаций и территориальных органов власти.
Чтобы быть в курсе наших новостей вы можете подписаться на информационную рассылку наших образовательных программ.
На данный момент Институт кино не входит в список аккредитованных вузов по Положению о втором высшем образовании Министерства Культуры. Поэтому для поступления абитуриент должен пройти все испытания вместе с основным потоком.
Про процесс обучения:
На время обучения студентам на данной программе не предполагается предоставление общежития, но мы помогаем студентам разместиться в разных вариантах, сотрудничаем с агентствами. Мы заинтересованы в абитуриентах со всей страны, поэтому всячески окажем содействие в поиске.
Ознакомиться с жилым фондом общежитий вы можете здесь.
Обучение ведется на русском и частично на английском языках, занятия на английском будут сопровождаться синхронным переводом. Владение английским языком не является обязательным требованием для поступления, но желательным, т.к. оно сильно облегчит как учебу, так и дальнейшее продвижение в карьере.
Уровень английского Upper Intermediate достаточен. Студенты ВШЭ имеют возможность посещать дополнительные занятия по повышению уровня английского языка.
Обучение будет проходить в главном здании НИУ ВШЭ по адресу Покровский бульвар, д. 11 и в здании в Хитровском переулке (в 5 минутах ходьбы от Главного здания).
Каково техническое оснащение института кино?
Программа обеспечена всей необходимой технологической базой для съемок и монтажа — на базе Медиацентра факультета Креативных индустрий НИУ ВШЭ (быв. факультет Коммуникаций, медиа и дизайна), работающего уже много лет и постоянно обновляющего оборудование и программное обеспечение.
Цена будет повышаться, повышение стоимости, скорее всего, будет соответствовать уровню инфляции, но может учитывать и другие факторы.
Чтобы быть в курсе наших новостей вы можете подписаться на информационную рассылку наших образовательных программ.
Про содержание программ:
Драма — общее название любых литературных произведений, написанных в форме пьесы, в форме сценария. По жанру пьеса или сценарий при этом вполне может быть комедией.
Практически любая история, любая фабула может стать основой как для драмы, так и комедии — вопрос только в том, как автор излагает эту историю, с какой интонацией? История кино знает комедии о войне и драмы о клоунах.
Комедийный фильм должен соответствовать всем основным правилам сторителлинга, так же, как и драматический. Но комедия всё—таки имеет свою специфику. В нашей программе предусмотрен спецкурс по комедийному кино и сериалам и мастер—классы ведущих российских авторов и шоураннеров комедийного кино и сериалов.
И, конечно, нужно иметь в виду, что создавать комедии — это особый талант, и как и любому таланту, этому "научить с нуля" нельзя.
При всём уважении к людям, которые выбирают сферой своей работы “авторское” кино, мы не считаем возможным “учить” студентов работе в “авторском” кинематографе.
Некоторые тезисы идеологов “авторского” кино мы прямо считаем глубоко ошибочными и даже вредными, например тезис о главенстве режиссера в кинопроцессе (главный в кино - зритель, а не кто-то из нас; представитель зрителя в кинопроцессе - продюсер; кинопроцесс - это коллективное творчество), тезис о возможности игнорирования сценария в процессе съемок (это может быть редчайшим исключением в отдельных случаях, но никак не правилом), и уж, во всяком случае, отказываемся учить этому наших студентов.
В нашей системе профессиональных ценностей решение автора сценария, режиссера или продюсера заниматься “артхаусом”, “авторским кино” может быть принято специалистом только после освоения основ драматургии, режиссуры и продюсерского мастерства - то есть после окончания бакалавриата или магистратуры, и только при полном понимании всех рисков такого решения. Мы не можем со всей ответственностью рекомендовать молодым людям такой выбор, также, как студентам летных училищ вряд ли позволят “учиться” на фигурах пилотажа, которые до них никто не исполнял.
Больше того, в нашем курсе драматургии на старших курсах есть несколько занятий, посвященных теме выбора нестандартной повествовательной структуры фильма и других параметров, которые могут отнести фильм в область “артхауса”, “авторского кино”. На этих занятиях мы считаем своим профессиональным долгом разъяснить все возможные риски и негативные последствия такого выбора. Можно сказать, что весь наш курс драматургии - это наука и искусство снижения рисков кинопроцесса, которых объективно в нашем деле более, чем достаточно и без дополнительных усилий с нашей стороны.
При всем этом мы считаем художественный эксперимент важнейшей и необходимой частью кинопроцесса, восхищаемся коллегами, которые вписали свои имена в историю кино, совершив прорывы в понимании возможностей киноискусства. Возможно, в будущем мы проведем соответствующую исследовательскую работу и разработаем спецкурс об относительно безопасных условиях постановки художественного эксперимента. Здесь нам действительно поможет вековая история кино, поскольку результаты огромного числа художественных экспериментов в кино уже известны и хорошо изучены.
В программе - большой курс истории литературы, театра и кино (включая телевизионное кино и сериалы). Однако, это не чисто искусствоведческий курс - мы изучаем прежде всего базовые аспекты драматургии - создание и развитие персонажей, построение сюжетных линий, построение ключевых сцен.
Мы ориентируемся прежде всего на работы, которые - каждая в своё время - имели очевидный успех у массового читателя / зрителя в нашей стране и/или за рубежом.
Работы предназначенные для узких аудиторий (это базовое определение “артхауса”) или получившие узкую аудиторию вследствие каких-либо обстоятельств, есть в списке рассматриваемых нами, но их, конечно, меньшинство.
Что после выпуска?
Мы сотрудничаем и координируем наши учебные программы с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения России (АПКиТ). В АПКиТ входят 37 ведущих кинокомпаний-лидеров отрасли. Они предоставляют нашим студентам места для практики и стажировок.
Во время практики и стажировок, а также мастер-классов по специальностям вы находитесь в непосредственном контакте с ведущими представителями индустрии - продюсерами, авторами сценария, редакторами, то есть - вашими будущими работодателями.
Представители АПКиТ будут также присутствовать на экзаменах по профильным предметам, на защите дипломов.
Для творческих работников нормальным способом организации деятельности является самозанятость. Если вы выбираете работу в одной из креативных индустрий - кино, то самозанятость, временная работа на конкретных проектах, свободный график, часто, например, для сценаристов - работа из дома - это наиболее вероятный способ организации вашей трудовой деятельности.
В этом случае нормой является также, если интересы творческого работника в индустрии представляет агент. Агент должен помогать в вашем профессиональном развитии, выборе проектов, ведении переговоров с работодателями, заключении контрактов и ряде других аспектов вашей профессиональной жизни.
У актеров, сценаристов и режиссеров будет возможность познакомиться с представителями ведущих агентств, занимающихся творческими кадрами индустрии, которые представляют интересы сценаристов, режиссеров и актеров. Возможно, здесь вы познакомитесь с вашим будущим агентом.
Мы рассчитываем, что диплом Института кино НИУ ВШЭ сам по себе будет являться наилучшей рекомендацией нашим студентам.
Диплом бакалавра /специалиста НИУ ВШЭ.
Форма обучения - очная. За исключением периодических требований онлайн занятий вследствие пандемии в соответствии с законодательством.
Производство художественных фильмов и сериалов для кинопроката, телеканалов и стриминговых платформ —- ядро аудиовизуальной индустрии. Но индустрия включает также производство телевизионных программ, видеопрограмм для Интернет, компьютерных игр, анимации, рекламы и корпоративного видео, музыкального видео, постановку массовых зрелищных мероприятий, концертов, выставок, соревнований и т.д.
Аудиовизуальная индустрия в России испытывает острый дефицит профессионально подготовленных специалистов
В каждом из перечисленных направлений есть возможности для плодотворной творческой работы выпускников Института кино в качестве актеров, авторов сценария, редакторов, режиссеров-постановщиков, режиссеров анимации, графики, монтажно-тонировочных работ, творческих продюсеров и продюсеров-организаторов.