Игорь Шаройко — о направлении Movementology, работе мувмент директора и хореографии
Мы уже говорили о том, что актерам необходимо уметь работать со своим телом и использовать его, как полноценный инструмент. Однако у каждого преподавателя — свой подход, поэтому мы расскажем вам некоторые детали.
Игорь Шаройко — преподаватель Института кино по сценическому движению.
Как актер и танцовщик начал свою работу в 2015 году в «Электротеатр Станиславский», участвовал в постановках «Синяя птица», «Золотой осел», «Стойкий принцип». В 2016 году дебютировал на сцене «Гоголь центра» в постановке Кирилла Серебренникова «Машина Мюллер».
Основатель направления Movementology, занимающееся развитием хореографии в сферах изобразительного искусства, фотографии, фэшн индустрии, кинематографа, а также арт видео. В качестве хореографа в драматическом театре выпустил спектакли «Мизантроп» в Гоголь Центре, «Цемент» в театре «Старый Дом».
Сейчас занят в спектаклях на сцене Гоголь Центра, а в «Театре Наций» принимал участие в постановке Роберта Уилсона «Сказки Пушкина», участвовал в создании спектакля Гжегожа Яжины «Ивонна. Принцесса Бургундская».
Мы поговорили с ним о направлении Movementology, работе мувмент директора и хореографии.
О направлении Movementology
Мувментология — наука о движении человеческих тел. Моя задача как хореографа — изучить тело и его проявления в пространстве, времени, относительно аспектов визуального искусства. В данном случае искусство — это моя оптика, способ анализа.
Идея направления родилась в процессе работы над проектом в Nike много лет назад. Тогда понадобилась систематизация принципов для работы с людьми не творческих профессий и разного телесного бэкграунда. В процессе работы получилась система — емкая на сколько это возможно и с широким полем воздействия. Тогда основным принципом стал аспект стереометрии — движения фигур вписаных в пространство, слой эстетики и ощущений.
Movementology по уровню системности можно сравнить, наверное, только с биомеханикой Мейерхольда, но в мувментологии важна позиция наблюдения снаружи. Вы находитесь в позиции наблюдателя. Находясь в процессе движения, ты всегда видишь свое тело как объект со стороны. Это может показаться сложным, поскольку выходит за рамки обыденных техник, но отличает мувментологию от других направления.
О работе с телом
Мувментология дает самое главное — учит наблюдать. Наблюдать за собой, за миром, за пространствами и объектами в нем. Как только ты обретаешь навык выявления, становишься наблюдателем, после этого остается сменить позицию и начать воссоздавать или создавать новое.
Зачастую даже академически поставленные движения никак не помогают актерам. Техническая постановка может мешать актеру, лишать произведение жизни в целом, делать его более искусственным. Поэтому в случае мувментологии нельзя говорить о «поставленных движениях» и их правильности.
К тому же, здесь нужно изучать не что-то, а кого-то — себя. Этот принцип необходим для работы художника в любом направлении искусства.
О работе мувмент директора
Мувмент директор уже становится в позицию наблюдателя, смотрит за чужими движениями. Работа с телами других людей может происходить разными способами. Мой метод заключается в передаче знаний и навыков людям для их персональной работы. Это предоставляет свободу, а для художника принципиально важный навык — уметь с этой свободой взаимодействовать. Как хореографу-педагогу, мне кажется более действенным ставить задачу и намечать область ее решения. Тогда опыт решения останется у того, кто с ним работал.
Мувмент директор отвечает за построение психо-движенческого или же архитектурно-движенческого клавира — полотна, если хотите. Это означает, что в деятельности мувмент директора лежит обязанность восприятия всех творческих задач и баланс технических особенностей произведения.
Когда задача мувмент директора попадает в сознание актера и уже он отвечает своими предложениями, то это есть сотворческий процесс.