Сам себе режиссер: как записывать самопробы

Прежде чем оказаться в команде проекта, актер должен показать весь свой профессионализм. Поэтому кастинг-директора устраивают прослушивания — кастинги, где каждый претендент на роль доказывает, что именно он ее заслуживает. 

Сейчас всё чаще вместо живого прослушивания актеров просят записать самопробу — проще говоря, продемонстрировать свои навыки дистанционно. 

По сложности самопробы ничуть не уступают «живому» кастингу: к обязательным для исполнения инструкциям добавляется ответственность за съемку, монтаж и отправку материала. Как правило, самопробы — это предварительный этап. Для окончательного выбора в большинстве случаев потребуется работа непосредственно с режиссером.

Мы изучили инструкции для самопроб, которые рассылают кастинг-директора профессиональным актерам и собрали главные советы, как правильно снять самопробы и покорить кастинг-директора. 

Выучите текст наизусть

Обязательно выучите материал, если хотите произвести хорошее впечатление. Вы должны полноценно играть роль, а не читать текст. Если вам придется отводить глаза в на бумажку или экран с текстом и отвлекаться, это не позволит полноценно оценить актерские способности.

Вы, конечно, можете закрепить текст перед собой в качестве «суфлера». Но используйте его только для подсказок.

Партнер

Если нужно отыграть диалог, попросите коллегу по цеху побыть вашим оппонентом. Но у партнера должна быть хорошая дикция, поэтому не доверяйте первому встречному. 

Ваш партнер должен подавать реплики достаточно эмоционально, чтобы помочь вам, но не отвлекать на себя внимание зрителя.

Не стоит разговаривать с камерой — попросите партнера встать рядом с камерой. Это поможет вам оказаться в правильном ракурсе (см. ниже). Взаимодействие с партнером (или зрителем), стоящим рядом с камерой может помочь сделать ваше исполнение более естественным, может помочь точнее выразить ваши эмоции.

Пропускать реплики второго персонажа нельзя: если найти помощника не удалось, вы можете произнести их самостоятельно или поручить это оператору. 

Помещение

Для съемки выбирайте однотонный фон без узоров и рисунков.

В помещении не должно быть отвлекающих предметов. Все внимание — только на вас. 

Свет

Источник света должен быть перед вами, но не в кадре. 

Если вы снимаете днем, встаньте лицом к окну, чтобы естественный свет освещал ваше лицо, а оператора с камерой попросите встать спиной к окну, лицом к вам. 

При искусственном освещении должно быть минимально два источника света — справа и слева от вас, чтобы избежать нежелательных теней. Хорошим и недорогим источником рассеянного света являются кольцевые источники света, которые крепятся к телефону или камере.

Избегайте флуоресцентного или высококонтрастного освещения.

Камера

Если вы снимаете на телефон — снимайте в горизонтальном формате, только если вас не попросили снять вертикально специально. 

Закрепите камеру на уровне глаз. 

Убедитесь, что камера хорошо закреплена, чтобы избежать дрожания записи. Не снимайте, держа камеру в руках, — найдите для нее твердое основание или штатив. 

Ни в коем случае не двигайте камеру во время съемки.

Не используйте трансфокатор больше, чем один раз в каждом отрывке, и только для перехода с общего плана на крупный. Используйте не более двух крупностей кадра: либо общий (в полный рост) + средний (примерно по пояс), либо средний + крупный (в кадре — только лицо). 

Более крупный план должен занимать больше половины хронометража сцены, начинаться до середины сцены и оставаться до ее конца.

Старайтесь не смотреть прямо в камеру — в кино такой ракурс почти никогда не используется. Смотрите чуть левее или чуть правее камеры. Если рядом с камерой будет стоять партнер, подающий реплики — смотрите в основном на него — это и будет лучшим ракурсом.

Посмотрите еще раз — что попадает в кадр, кроме вас? В кадре не должно быть крупных и ярких предметов, ничего, что отвлекало бы зрителя от вас и вашего исполения.

Звук

Те, кто будет смотреть вашу запись привыкли к качественному, профессионально записанному звуку. Отнеситесь максимально серьезно к качеству записи звука — это часто имеет решающее значение. 

​​Убедитесь, что нет отвлекающих шумов, мешающих записи звука, нет ненужного эха и реверберации. Если они есть, добавьте больше тяжелых мягких поверхностей ближе к месту съемки: ковры на полу и/или на стенах, диваны, тяжелые шторы. Тяжелые мягкие ворсистые поверхности хорошо поглощают звук, не дают ненужных отражений звука, не создают эха. И, наоборот, твердые поверхности — каменные стены без обоев, паркетный или каменный пол ухудшают чистоту звучания. 

Сделайте пробную запись звука, прослушайте ее и убедитесь, что фоновый шум сведен к минимуму, а ваш голос звучит четко и ясно.

Костюм и грим

Выберите комфортную одежду, которая подходит для сцены.

Откажитесь от слишком яркой одежды, отвлекающей на себя внимание. 

Откажитесь от яркого макияжа и сложных причесок. Волосы не должны загораживать лицо.

Избегайте белого и черного: белая одежда слишком сильно отражает свет, а черный на темном фоне может создать отвлекающий эффект «плавающей головы».