Кино в России в 2022 году

Российская индустрия кино находится в стадии бурного роста и развития. Это связано с объективным ростом спроса на отечественные фильмы и сериалы как в России, так и за рубежом, прежде всего — с появлением на рынке новых платформ дистрибуции контента — стриминговых сервисов и общим бурным ростом производства и потребления аудиовизуального контента в Интернет. 

Общий объем производства российских художественных фильмов и сериалов для телевизионных каналов и стриминговых платформ в денежном выражении составляет до 50 млрд. руб. ежегодно.

В стране производится ежегодно примерно 100-120 названий фильмов для проката, примерно 120-150 телевизионных художественных фильмов и мини-сериалов (до 4 серий), от 150 до 200 названий сериалов (от 5 серий и более).

Общий объем производства российских сериалов оценивается в 4000-4500 часов (серий) в год, что примерно равно или несколько больше соответствующих цифр для крупнейших европейских стран. 

Объем рынка кинопроката в России (в период без пандемических ограничений) колеблется около 1,0-1,2 млрд. долларов в год, что стабильно делает наш кинорынок одним из 5 крупнейших в Европе и 10 крупнейших в мире.

Большая часть рынка (как и во всех странах со свободным рынком кинопроката) по прежнему — за американским кино. Российское кино занимает в разные годы от 15-20 до 35-45 процентов отечественного рынка кинопроката. 

Наиболее успешные российские фильмы собирают в прокате до 2-3 млрд. руб. (до 10-11 млн. зрителей), что сравнимо с результатами проката в России лучших американских фильмов. 

При этом в сегменте сериалов российские сериалы в России далеко опережают по популярности любые, самые известные и успешные американские сериалы уже около 20 лет подряд.

Зрительское кино в России имеет официальный статус — с 2022 г. правительство через Фонд кино субсидирует производство зрительского кино в объеме около 6 млрд. руб. ежегодно — в дополнение к средствам частных инвесторов. Примерно такая же сумма выделяется через Министерство культуры на поддержку дебютного, детского, экспериментального, документального кино и других видов кинопродукции для нишевых аудиторий. 

Объем производства программ для федеральных телеканалов в России составляет до 120 млрд. рублей.

Объем рынка производства цифрового контента для интернет в России в 2020 году сравнялся по размеру с рынком производства программ для телевидения и оценивается также примерно в 120-130 млрд. руб.

Объем рекламного рынка России в 2021 году составил, по разным оценкам от 600 до 650 млрд. руб. без НДС. 

Важно отметить прогресс в продвижении русского аудиовизуального продукта на мировом рынке. Пока системные успехи на мировом рынки демонстрируют только русские анимационные сериалы — примеры всем хорошо известны.

Однако всё больше российских фильмов получают значимые результаты в зарубежном кинопрокате.

Важную платформу для распространения русского аудиовизуального продукта за рубежом составляют трансграничные стриминговые сервисы, которые в последний год стали регулярными заказчиками производства и дистрибуции российских фильмов и сериалов. 

Экономическая турбулентность начала 2022 года представляет совокупность разнонаправленных факторов, некоторые из них могут помешать, а другие - помочь развитию отечественного кино.  

Мировой рынок аудиовизуального продукта в 2020 году оценивается в 220-240 млрд. долл.