Подайте голос: метод Кристин Линклейтер

Практически все мировые школы актерского мастерства работают по методу освобождения природного голоса Кристин Линклейтер. Она обучила огромное количество актеров, в числе которых Сигурни Уивер, Билл Мюррей, Алан Рикман и многие другие.

Цель метода — формировать голос в сочетании с эмоциями. Голос зависит от многих процессов, будь то напряжение мышц или импульсов мозга. Естественный голос часто блокируется или искажается физическими, эмоциональными зажимами. Устранение подобных психофизических свойств позволяет голосу передать весь диапазон человеческих эмоций.

Разработанные Кристин Линклейтер упражнения направлены на снятие напряжения и укрепление, развитие голоса, чтобы актер использовал его как профессиональный инструмент.
 

В Институте кино метод Кристин Линклейтер преподает Вадим Курилов: преподаватель по голосу и речи по методу «Freeing the Natural Voice» с международным статусом Designated Linklater Teacher, автор и ведущий проектов #vadimkurilovvoice, #выйдемпоговорим, #kurilovtalk.


Мы задали Вадиму самые главные вопросы о методе Кристин Линклейтер и работе с голосом.

В чем особенность метода Кристин Линклейтер?


Вадим: Мы высвобождаем природный голос, настоящий, а не ставим его искусственно. У вас есть ресурсы, которые вы не используете — именно их мы и начинаем задействовать.

Все препятствия, которые мешают вам обращаться к ресурсам, находятся в вашем теле. Например, излишнее мышечное напряжение от страха, переживаний и неуверенности. Вы приходите на кастинг, первый раз выходите на сцену, готовитесь встретиться с продюсером — это стрессовые ситуации. И первая реакция тела выражается в мышечном напряжении. Когда у вас свободное, ненапряженное дыхание, голос звучит совсем по-другому.

В вашем теле огромное количество ресурсов, которые мы не используем — например, диапазоны. Кто-то может считать, что у него нет так называемого «высокого» голоса. На самом же деле, определенные препятствия попросту не дают его использовать.

Зачем актеру «освобождать природный голос»?


Вадим:  Голос отражает все тонкости ваших эмоций, передает оттенки мыслей. Голос — это инструмент актера, который должен быть легким, громким и понятным зрителю. Если вы театральный актер, вас прежде всего должны слышать даже без помощи микрофона. Это первостепенная задача — вас должны слышать.

В разных ролях нужно уметь выражать весь спектр эмоций. Если мысль выражается словами, то эмоция — голосом, интонацией, громкостью. Когда у актера богатый диапазон, он может выразить любую эмоцию. Это очень важно и для киноактеров. Очень часто они пренебрегают силой своего голоса и надеются на прикрепленный микрофон, пользуются «бытовым» голосом. Но и им нужно выразить своего персонажа, его характер. Для киноактера не менее важно заниматься высвобождением природных голосовых возможностей. 

Иногда нужно создать персонажа с нуля — его манера речи, ее особенности станут важными деталями. Поэтому голос должен быть максимально широкого диапазона. А для этого в теле не может быть никаких препятствий и лишнего напряжения.

В методе Линклейтер мы никогда не говорим «расслабиться». Вы не можете расслабиться перед выходом на сцену или встречей с кастинг-директром, вам нужно быть в тонусе. Поэтому забудьте фразу «расслабиться» — есть только «отпустить лишнее напряжение».

Мы часто не знаем, где же в нас спряталось напряжение. Первый шаг метода Линклейтер — осознать, где оно спряталось. И тогда уже можно начинать работать с ним посредством упражнений, специальных техник и других методов.

Как можно отследить прогресс в работе с голосом?

Вадим: Кристин всегда была против сравнений «до» и «после», ведь голос — процесс сам по себе длительный. За две тренировки вы не нарастите мышцы, но почувствуете изменения. Точно так же и с голосом.

Процесс высвобождения природного голоса, переобучения своего тела идет по-разному. Отследить прогресс можно только самостоятельно. Конечно, рано или поздно вы или ваши зрители услышат изменения в вашем голосе. Но самый важный показатель — то, как вы сами себя отслеживаете, свои маленькие победы. В первую очередь именно вы почувствуете изменения. Кристин всегда говорила: «Не слушайте свой голос. Его надо увидеть и почувствовать». Казалось бы, бред какой, как его можно не слушать? Но как только вы начинаете акцентировать на голосе внимание, вам не нравится собственное звучание в записи, в жизни, и вы начинаете себя критиковать. И возможно, так кажется только вам.

Поэтому прогресс можно отслеживать только на уровне сенсорики и ощущений в теле. Что двигалось и не двигалось, напрягалось или нет. Такие изменения и позволяют почувствовать свой голос. Увидеть его — уже задача воображения, без которого невозможно работать.

Например, когда мы впервые встретились с Кристин, она сказала мне: «Я не верю в твой низкий русский голос». Который, кстати, все мои друзья очень любили. И все пять лет наших занятий мы вытаскивали верхние регистры, чтобы голос был легким, звонким. Потом я встретился со своим коллегой, преподавателем по сценической речи, и именно он услышал мой верхний регистр.

Какие аспекты затрагивает метод Линклейтер?


Вадим: Это работа с речью, текстом, но начинаем мы всегда с голоса. Никто не начинает со скороговорок, сначала — осознание своего тела. После того, как напряжение уходит, начинается осознание своего дыхания, какой тип подходит вам больше всего.
Далее стадия прикосновения к звуку, как называла это Кристин — «первобытному» звуку. Ощущение звуковых вибраций в лице, губах, во всем теле.

Прежде чем обратиться к выразительности речи, нужно освободить звукового канала. Это область рядом с голосовыми складками: челюсть, язык, мягкое небо. И все это — звуковой канал, который нужно освободить от лишнего напряжения, чтобы не было никакой зажатости.

Мы постоянно работаем с телом. Тело и звук, тело и дыхание, тело и звуковой канал. И в итоге мы приходит к резонаторной лестнице — системе резонаторов, через которые прорабатывается выразительность голоса.

Только после всех этапов можно приступать к работе с текстом. В книге «Освобождение шекспировского голоса» Кристин описала принцип работы с текстом и голосом на примере произведений Шекспира.

Что самое важное при работе с голосом?


Вадим: Как бы странно это ни звучало, но самое сложное — расслабить живот. Иначе вы не сможете отпустить напряжение. Если вы напряжете живот, скорее всего, у вас напряжется и горло. Это, конечно, один из первых этапов. И поэтому один из самых сложных.

А вот самое важное — приучить себя обращать внимание на свое тело. Мы редко обращаем на себя внимание, особенно с физической точки зрения. Внимательно относиться к своему телу — это ключевой момент в работе с голосом.