Сколько ты зарабатываешь? В киноиндустрии

Кино — одна из самых дорогих индустрий с точки зрения затратности производства. Многомиллионные бюджеты фильмов заставляют задаться вопросом: на что же тратятся такие суммы?

Один из самых важных разделов в бюджете любого фильма или сериала это фонд оплаты труда или, проще говоря, зарплаты всех участников съемочного процесса. Хотите узнать, сколько вы сможете зарабатывать в киноиндустрии? 

Еще в 2011 году Бюро Статистики Труда США рассказало о доходах продюсеров и режиссеров. По их данным средний годовой доход продюсеров и режиссеров в киноиндустрии на тот момент был 115 920 долларов, то есть, в среднем 9 660 долларов в месяц. Что касается телевидения, средний годовой доход работников ТВ составлял 69 540 долларов, то есть, в среднем 5 795 долларов в месяц.

Однако официальные статистические данные о голливудских зарплатах в открытом доступе не публикуются. Единственное, откуда можно узнать более-менее правдоподобные цифры — интервью и базы данных, которые были обнародованы. Из таких источников мы можем узнать, что оператор и монтажер в Голливуде получает $25 за час, а его средний недельный доход —  $1800-2000. Однако, не надо забывать, что и в Голливуде, и у нас, работа проектная - то есть, оплата идет пока идет производство фильма или сериала, потом специалисты ищут себе новый проект, а между проектами могут быть запланированный отдых или вынужденные неоплачиваемые простои.

Как обстоят дела с доходом в российской киноиндустрии?

Конечно, самые большие зарплаты получают актеры и режиссеры кино и сериалов. Однако многие режиссеры-постановщики начинают с более “низких позиции” - например, с должности второго режиссера, которая обычно трудная и крайне ответственная (не все выдерживают этой ответственности). Поэтому не стоит думать, что почетное звание режиссера-постановщика моментально вас озолотит: как правило, доход может сильно колебаться от 30 до 400 тыс. рублей в месяц. Все это зависит не только от работодателя и бюджета проекта, но и от работоспособности и продуктивности (частоты выполняемых проектов) и опыта самого режиссера.

Точные суммы всегда зависят от множества факторов: регион, проект, организация, объем работ и многое другое. Согласно порталам Trud.com и Superjob, средние зарплаты других киноспециалистов таковы:

Монтажер — от 50 000 рублей в месяц.

Оператор — постановщик — от 90 000 рублей в месяц. 

Звукорежиссер — от 30 000 рублей в месяц.

Кинопродюсер Вадим Горяинов («Стиляги», «Поддубный», «Географ глобус пропил», «Домовой») рассказывает о том, из чего складывается гонорар, и как правильно его назначить

 


Всегда есть пункты, от которых напрямую зависит гонорар. Гонорар режиссёра-постановщика, например, от его успешных или не успешных картин. Если режиссёр снял 5 картин и все оказались востребованы зрителями, он получает максимальный возможный гонорар. У актеров зарплаты тоже связаны с тем, как зрители оценили фильмы с его участием. Особенно, как оценили “рублем”.

Если говорить о проценте гонорара актеров в общем бюджете, это обычно 15% — 30%. Актеру редко приходится волноваться по поводу того, какая часть гонорара достанется именно ему — этим занимаются агенты, которые прекрасно ориентируются в этом вопросе.

Гонорары актеров варьируются от 10 тысяч рублей до 1 миллиона рублей — и это только за один съёмочный день. Неоправданными гонорарами можно назвать те, которые приносят в кассу фильма меньше денег, чем было потрачено на фильм. В этом заключается мастерство продюсера — сделать картину таким образом, чтобы она принесла прибыль инвесторам.

У сценаристов одни из самых неуловимых гонораров. Например, в среднем за серию сериала с крупным бюджетом сценарист получает от 300 до 500 тысяч рублей, а гонорар опытного и востребованного сценариста может достигнуть и полутора миллионов рублей за одну серию.

— Вадим Горяинов, кинопродюсер


 

Важно иметь в виду, что кино — это проектная работа, и зарплата бывает разная. Например, аккордная, как раз когда выплачивают за проект целиком или за работу над одной серией. Помимо нее есть окладная зарплата, месячный размер которой обозначают сразу. Наиболее распространенной можно назвать посменную зарплату, когда за одну смену (в среднем — 12 часов) профессионал запрашивает определенную фиксированную ставку. Самое дорогое в кино — это время, поэтому при переработке повышается и гонорар.

В 2018 году члены Гильдии режиссеров монтажа, основаной Юрием Власовым, разместили неофициальные данные о своих зарплатах:

Проект Минимум Норма
Реклама 4500 руб./час 5 500 руб./час
Клип 200 000 руб. 250 000 руб.
Трейлер 300 000 руб. 350 000 руб.
Кино 550 000 руб. / 20 смен 600 000 руб. / 20 смен
Сериалы 450 000 руб. / 20 смен 500 000 руб. / 20 смен
Прочие 5 500 руб./час 6 000 руб./час

 

Многие считают, что самые большие гонорары получают актеры. Согласиться с этим сложно — такой стереотип сложился из-за именитых Голливудских звезд, чьи зарплатные требования и правда зачастую оказываются неподъемными для кинокомпаний.

Об актерских гонорарах поговорили с агентом, в прошлом — кастинг-директором Еленой Кондратовой

 


Гонорары определяются не столько опытом, сколько статусом роли. Если начинающего актера утверждают на главную роль, он вполне может претендовать на ставку 50 тысяч рублей за съемочный день. Хотя, конечно, если у актера совсем нет опыта, продюсеры сочтут это за наглость. Уровень проекта тоже имеет значение — например, у топового стриминга бюджет может подразумевать большие гонорары. Если проект уровнем ниже, 20-25 тысяч — уже более реальные цифры.

Важна и стратегия продвижения, которой придерживаются актер со своим агентом. Например, если актер заинтересован в роли в большом проекте, то вполне может демпинговать гонорар. 

Нельзя сказать, что за последние несколько лет изменились гонорары — скорее подход к оплате ролей в зависимости от их статуса. Раньше хороший актер-эпизодник со средней известностью мог претендовать на 40 тысяч и больше за один съемочный день. После 2014 произошел разрыв между главными ролями и всеми остальными. Если актер нужен проекту, значит, игра идет по его правилам. И прежде всего это касается исполнителей главных ролей. Все остальные сильно просели по ставкам. 

Я как агент, бывает, тоже демпингую по ставкам моих актеров, - в тех случаях, когда они крайне заинтересованы в роли. Я как-то читала, что Мерил Стрип в свое время запрашивала за участие в проекте 1 миллион долларов, в то время как ее ровесницы запрашивали 5 миллионов. Благодаря этому у нее более 20-ти номинаций на «Оскар», а у остальных гораздо меньше успешных проектов. У нас, конечно, не такой порядок сумм, но метод в конкурентной борьбе за роль работает и здесь. 

Можно понять возмущение продюсеров, когда никому не известные молодые артисты запрашивают непомерные десятки тысяч рублей за съемочный день. Не считаю правильным баловать начинающих актеров. А вот за опытных состоявшихся, но не слишком медийных  профессионалов бывает обидно — на них часто экономят.

Еще есть артисты, у которых остались воспоминания о «золотых временах». Они продолжают претендовать на значительные суммы за съемочный день в не основных ролях - второго плана и эпизодах, но продюсеры не готовы платить за статус или опыт актера, особенно если в силу возраста, например, он “выпал из обоймы”. Каким бы ни был профессиональным актер, за эпизодическое появление много ему не заплатят. 

Иногда у актеров есть вредное предубеждение о нижней планке гонорара, которой надо придерживаться. Мол, ниже условных 30 тысяч рублей за съемочный день не буду сниматься. Несмотря на материал, партнеров, перспективы, которые открывает участие в проекте. Те, кто считают оскорбительным или обидным сниматься за небольшие суммы, часто остаются за бортом. Сейчас ситуация такова, что актеров больше, чем стоящих проектов, и условия диктуют продюсеры. Но важно понимать, формируя свои запросы и ожидания, что конечная цена зависит от уровня актера и уровня проекта. 

— Елена Кондратова, агент, кастинг-директор


Институт кино позволяет студентам еще на ранних курсах влиться в индустрию и зарекомендовать себя, познакомиться с деятелями кино и наработать необходимый опыт. По окончании обучения в Институте кино выпускники будут востребованными кинематографистами со связями, хорошим портфолио и самое главное — необходимыми для современной киноиндустрии навыками.