Будущая профессия

Продюсер — творческая профессия

Профессия продюсера в современном кинопроцессе тоже рассматривается прежде всего, как творческая. Большинство современных продюсеров являются в той или иной степени “шоураннерами”, то есть они участвуют в разработке персонажей и сюжетов, пишут и переписывают сценарии, отдельные сцены и занимаются творческими вопросами постановки в съемочном процессе. Продюсер обязан владеть основами драматургии, режиссуры, видеографии в той же степени, как автор сценария, редактор, режиссер или оператор.

И, кроме того — уметь

  • изучать аудиторию,
  • анализировать рынки,
  • отбирать проекты в соответствии с требованиями аудитории и тенденциями их изменения, 
  • планировать и организовывать разработку и производство кинопроектов,
  • управлять большими творческими коллективами,
  • уверенно оперировать финансами,
  • и многое другое — всё, что должен уметь делать продюсер.

Все наши студенты, включая сценаристов, режиссеров и актеров, получат представление об основах мастерства продюсера. Кто знает — кем Вы на самом деле станете через несколько лет работы?

Опасности выбора творческой профессии

Прежде, чем вы выберете творческую профессию, неважно — какую, вы должны осознавать, что идете на определенный риск по сравнению с вашими ровесниками, выбравшими более спокойные виды деятельности.

Главная опасность выбора творческой профессии — отсутствие гарантий занятости, гарантий наличия работы в определенные периоды вашей жизни. 

Кинопроизводство устроено так, что состав творческой группы одного фильма никогда не подходит для съемок другого, даже очень похожего фильма. Разные роли — разный актерский состав. Разные жанры — разные авторы, разные режиссеры, разные продюсеры и тп. Поэтому съемочные группы по окончании работы над фильмом распускаются. Однако на следующий день может не быть проекта, куда вас приглашают. Он может появиться через месяц или полгода. А может не появиться. Поэтому в нашей профессии очень важно уметь ждать. А это — тяжелое испытание для самых психологически устойчивых людей. Особенно, если на вас — обязательства перед близкими, семьей. Вы должны быть к этому готовы независимо от специализации — ждать должны уметь и актеры, и сценаристы, и режиссеры, и продюсеры.

Вторая опасность — "объективно существующий субъективизм" в оценке вашей работы, в принятии творческих решений в процессе работы.

Работу человека — сценариста оценивает тоже человек — режиссер, актер или продюсер. Работу продюсера оценивает инвестор, тоже человек. Режиссер, кажется, командует всеми на площадке, но он знает, что актеры и другие члены группы ежесекундно оценивают, как он справляется со своей работой — ведь кругом тоже творческие люди.  Критерии оценки вашей работы другими людьми могут не совпадать с вашими собственными. Объективная оценка отсутствует — это всё — эмоции. Хорошо, если они совпали, а если нет. А сколько разговоров о субъективизме в кастинге — выборе актеров на роль? О выборе проектов телеканалами? Эта объективная трудность также требует выдержки и самодисциплины. 

Единственное спасение тут — если вы признаете, что главный в кинопроцессе — это зритель. Тогда в дело вмешиваются цифры.  Если фильм вышел к зрителю и его посмотрело 100 миллионов человек — вот это объективно — успех. А если фильм не посмотрел никто — это провал. Никакие победы на фестивалях, отзывы критиков не заменят успеха у зрителя. Наоборот, они объективно ведут к еще большему стрессу — как же так, все хвалят, а никто не смотрит?

К сожалению, объективные показатели успеха— количество зрителей, касса фильма — возникают только когда фильм уже закончен. В процессе работы никогда не известно, как отреагирует на фильм зритель.

Что делать с творческими спорами и нервотрепкой в процессе работы? К слову — это обязанность продюсера — обеспечить нормальную рабочую атмосферу на проекте. Но нужно быть готовым к ненормальной обстановке.

К этому добавляются объективные проблемы кинопроцесса — большие сроки разработки, ожидания принятия решений, подготовки, съемки, монтажа, плюс — командировки, экспедиции, погодные условия при съемках на натуре и бытовые условия в павильонах и интерьерах. 

Отдельно: парадоксальное сочетание факторов — высокая конкуренция в отрасли, при общем дефиците кадров. 

И третья важнейшая проблема — непредсказуемость зрительской реакции на фильм. При всем уважении к науке и искусству сторителлинга — правильное применение его законов всего лишь снижает риски, но не гарантирует успех на 100%. Успех — функция профессионализма, таланта, но и Её Величества Случайности. Поэтому вся индустрия в целом находится под давлением финансовых и человеческих обязательств, завязанных на непредсказуемый фактор — успех или неуспех фильма у зрительской аудитории.

Если вы уверены, что сумеете подготовиться и пережить всё перечисленное, и много других мелких и больших неприятностей —  выбирайте творческую профессию.