Язык тела: зачем актеру танец

«Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие»

Аристотель

Один из инструментов актера — его собственное тело. Иоганн Гете считал, что именно в речи и движении заключается искусство актера. 

Тело не уступает по важности психотехнике или голосу. Оно точно так же доносит мысль, эмоции, и его развитие подразумевает долгий, кропотливый процесс. 

Тело актера играет роль строительного материала, творческого инструмента. Но перед перевоплощением и созданием нового нужно привести в надлежащее состояние уже существующее. Актеру необходимо подготовить основу, свой телесный аппарат для того, чтобы воспроизвести нужные эмоции и донести их до зрителя. 

Один из преподавателей Института кино — хореограф, танцор и актер Александр Тронов. Нашим абитуриентам он известен как участник команды уличного и экспериментального танца Jack’s Garret, хореограф команды Мигеля в телепроекте ТАНЦЫ на ТНТ и таких музыкальных исполнителей как Therr Maitz, Синекдоха Монток, Блестящие и другие. 

В нашем интервью с Александром читайте зачем актеру работать со своим телом, как заложить правильный фундамент и почему тело — один из важнейших актерских инструментов.

Как работа с телом или танцы могут помочь начинающему актеру?

Тело — инструмент, такой же как голос и речь. Зритель видит тело актера, слышит его голос. Половина того, из чего складывается впечатление об актере, это его походка, стать, движение.  Актерам нужны танцевальные техники, чтобы тело работало как часы. Чтобы в нужный момент заметить зажим, исправить осанку.

Обязательно ли актеру регулярно заниматься хореографией?

Это очень важно и очень полезно для актера. Зритель визуально считывает многое, психофизика очень важна. Все действия актера заметны и важны. Как он ест, ходит — это бытовая пластика, и через нее можно многое передать без текста. По тому, как работает тело можно считать эмоции человека, его состояние. Тело — пластилин, и чтобы он не засох, нужно постоянно его разминать. 

Что самое главное в работе в собственным телом?

Важно слышать и слушать свое тело. 

Если человек профессионально занимается танцами, он уже использует техники, концепции, танцевальные стили, чтобы повысить качество своей работы с телом. 

Если человек не занимается танцами, ему необходимо еще больше прислушиваться к себе. Нужно двигаться аккуратно, развиваться медленно, начинать с базовых принципов и техник. Так нарабатывается фундамент, на который можно наложить танцевальные стили. 

Здесь очень важны регулярность и разнообразие: только так тело может развиваться в множестве направлений. Так вы можете работать со своим телом как с пластичным материалом, давать ему разные задачи.

Как сформировать свой собственный “стиль” движения?

Когда ты в начале своего актерского пути, об этом даже не надо думать. В начале нужно много практиковаться, копировать, повторять базовые движения. Это повторение за теми, кем ты вдохновляешься. Только после того, как тело окрепло и вышло на новый уровень качества, на это можно накладывать свою манеру, авторские движения. 

Есть так называемые signature moves — авторские движения, которые прослеживаются в работе определенного хореографа. Если вы ставите танец, то по узнаваемой манере можно узнать ваше авторство. Даже в импровизации из раза в раз вырабатываются определенные паттерны, которые используете именно вы. Они требуют времени и, конечно, базы из техник и основ. 
Каждое тело неповторимо — как отпечаток пальца, как сетчатка глаза. Длина рук, рост, вес, зажимы в теле: все это формирует уникальный стиль..

Самое важное, что нужно понимать на занятиях?

Каждое занятие со своим телом нужно использовать, чтобы совершенствовать его возможности. У каждого свои потребности: кто-то хочет просто получить удовольствие, кто-то хочет сесть на шпагат, другие готовятся к конкурсу. Цель у каждого своя, но самое главное — на каждом занятии понимать, зачем вы пришли в танцевальный класс в этот раз. Только после этого можно правильно подойти к тренировке.