Об Институте кино НИУ ВШЭ

Система подготовки сценаристов, режиссеров и продюсеров

Искусство рассказчика - сторителлинг

Базовая дисциплина, основное умение кинематографиста, которому обучают в Институте кино авторов сценария, режиссеров и продюсеров - это драматургия “повествовательного кино”, “искусство рассказчика” - storytelling.

Storytelling ставит в основу принятия творческих решений законы восприятия фильма зрителем.

Именно такой подход приносит успех американскому кино во всем мире на протяжении последних 100 лет.

Именно этот подход много лет исповедуется в Школе киноискусства университета Южной Калифорнии, которая заметно выделяется среди других мировых киношкол тем, что 80% успешных американских фильмов и сериалов сделаны выпускниками этой школы по крайней мере, в одной из ведущих творческих ролей - автора сценария, режиссера или продюсера. 

Правила сторителлинга основаны на принципах классической драматургии, впервые сформулированных еще Аристотелем и дополнены обобщениями столетнего опыта восприятия успешных фильмов массовой зрительской аудиторией в разных странах. В применении к современному кинематографу принципы сторителлинга сформулированы в работах Эдварда Мабли, Фрэнка Даниэля и Дэвида Говарда. 

Сценарист, режиссер, продюсер - одна профессия, одна команда

Сторителлинг, “искусство рассказчика” является (по определению) основой мастерства сценариста. Но сторителлинг - также основа мастерства режиссера, оператора, актера, художников - всех участников кинопроцесса. Каждый из них “рассказывает фильм” своими выразительными средствами.

Все участники кинопроцесса должны однозначно трактовать основные понятия драматургии и уметь применять их в своей работе в любой конкретной задаче. Этот принцип - еще один “секрет” успеха американского кино.

Соответственно, первые три года обучения подготовка сценаристов, режиссеров и продюсеров в бакалавриате (и первые полтора года в магистратуре) Института ведется по единой для сценаристов, режиссеров и продюсеров программе. 

Будущие режиссеры и продюсеры практикуются в сценарном мастерстве в том же объеме, как и сценаристы. Сценаристы и продюсеры получают практические навыки режиссуры. Сценаристы и режиссеры знакомятся с  основами мастерства продюсера. Все в равной мере изучают общий процесс разработки и производства фильмов и сериалов.

Специализация студентов по направлениям “сценарист”, “режиссер”, “продюсер” происходит только на последних семестрах. 

Кино - всегда коллективное творчество, плод совместной работы. Сценарии фильмов и сериалов сегодня, как правило, разрабатываются коллективами, группами авторов под руководством главного автора, шоураннера, продюсера, дорабатываются с участием режиссера, оператора, художников и других участников процесса. В титрах любого фильма перечислены десятки кинопрофессий - от авторов, режиссеров и актеров - до электриков, водителей и бухгалтеров (их слаженную работу должен обеспечить продюсер).

Мы с самого начала обучения прививаем нашим студентам навыки коллективного творчества.

Это еще одно принципиальное различие с теориями "авторского кино", которые объявляют [почему-то] режиссера [почему-то] единственным "автором" фильма. Более того, апологеты авторского кино считают, что режиссер просто обязан игнорировать сценарий и снимать кино по своему собственному разумению. И этому подходу, к сожалению, учат в большинстве киношкол. Это и есть главная причина того, почему индустрия кино очень невысоко оценивает уровень подготовки специалистов в большинстве киношкол мира.

Для нас нет вопроса - кто главный в кино? Это зритель.

А мы - команда авторов фильма - продюсер, сценарист, режиссер и все наши коллеги из многочисленных профессиональных киноцехов.

Практика - основа профессионализма

До 85% объема учебной программы в Институте кино составляют практические занятия.

Система упражнений в практической драматургии - сторителлинге, разработанная  Дэвидом Говардом развивает глубокое понимание базовых понятий драматургии. Главный труд Э. Мабли и Д. Говарда называется: Tools of screenwriting - “Инструменты драматурга”. “Конфликт”, “завязка”, “кульминация”, “финал”, “арка”, “перипетия”, “пролог”, “эпилог”, “персонаж”, “главный герой”, “протагонист”, “антагонист”, “сцена”, “акт”, “сиквенс”, “сюжетная линия”, “сеттинг”, “жанр”, “тема” и другие важнейшие составляющие драмы или комедии из абстрактных терминов становятся надежными и точными инструментами в работе сценариста, режиссера и продюсера только благодаря решению сотен практических задач, упражнений под руководством преподавателя. 

Преподавателями ключевых дисциплин по специальности “кинопроизводство” - «Структура фильма (сериала)», «Создание сцены», «Анализ сценария» и других разделов курса будут действующие преподаватели программы сценарного мастерства, работающие под руководством Дэвида Говарда в США. 

Практические занятия по драматургии и режиссуре проходят в группах размером не более 6 студентов на 1 преподавателя.

Работа с художественными текстами требует индивидуального подхода, достаточного объема времени и полного погружения.

В нашей схеме каждые 6 часов семинарских занятий преподаватель имеет возможность уделить в среднем 1 час работам каждого студента.

Компактный размер учебной группы - это абсолютная необходимость, но она влияет на стоимость обучения, которая у нас одна из самых высоких в стране. 

Нашим студентам будут предложены 25 бесплатных мест в магистратуре по кинопроизводству по специализациям автор сценария, режиссер и продюсер (за счет госбюджета и за счет бюджета НИУ ВШЭ), а также глубокие скидки на обучение в бакалавриате за счет спонсоров Института, которые  позволят снизить стоимость платных мест до средних величин по Высшей школе экономики.

Учебная практика будет проходить на реальных проектах российских продюсеров.  Кроме того, предусмотрена и практическая работа над собственными проектами студентов.

В учебной программе такие дисциплины, как Основы мастерства режиссера-постановщика (включая: кастинг, работа с актером, мизансценирование, сценография, свет, звук, музыка, работа режиссера с камерой и режиссура монтажа), Основы актерского мастерства, Основы мастерства оператора - постановщика, Основы компьютерной графики и анимации. В курсе Основы мастерства продюсера большой объем времени будет выделен практике разработки проектов, подготовке, организации и бюджетированию производства, производственным процессам подготовки, съемки, монтажа и озвучания, производству декораций, костюмов и графики, а также организации финансирования, дистрибуции и маркетинга проектов. Студенты должны владеть способами исследования аудитории (социологии) телевидения, интернета, кинопроката и смежных отраслей развлекательной индустрии - музыки, массовых зрелищ, спорта, а также получить общее представление о структуре, экономике и организации мировой и отечественной индустрии развлечений и средств массовой информации, основных игроках национального и глобального рынка, его истории и тенденциях развития. Студентам будут также предложены мастер-классы с успешными российскими и зарубежными продюсерами, режиссерами, актерами и сценаристами.

Где будут работать выпускники Института кино?

Производство художественных фильмов и сериалов для кинопроката, телеканалов и стриминговых платформ - ядро аудиовизульной индустрии. Но индустрия включает также производство телевизионных программ, видеопрограмм для интернета, компьютерных игр, анимации, рекламы и корпоративного видео, музыкального видео, постановку массовых зрелищных мероприятий, концертов, выставок, соревнований и т.д..

Аудиовизуальная индустрия в России испытывает острый дефицит профессионально подготовленных специалистов.

В каждом из перечисленных направлений есть возможности для плодотворной творческой работы выпускников Института кино в качестве актеров, авторов сценария, редакторов, режиссеров-постановщиков, режиссеров анимации, графики, монтажно-тонировочных работ, творческих продюсеров и продюсеров - организаторов.

Кино в России

Российская индустрия кино находится в стадии бурного роста и развития. Это связано с объективным ростом спроса на отечественные фильмы и сериалы как в России, так и за рубежом, прежде всего - с появлением на рынке новых платформ дистрибуции контента - стриминговых сервисов и общим бурным ростом производства и потребления аудиовизуального контента в интернете. 

Общий обьем производства российских художественных фильмов и сериалов для телевизионных каналов и стриминговых платформ в денежном выражении составляет до 50 млрд. руб. ежегодно. В стране производится ежегодно примерно 100-120 названий фильмов для проката, примерно 120-150 телевизионных художественных фильмов и мини-сериалов (до 4 серий), от 150 до 200 названий сериалов (от 5 серий и более). Общий объем производства росссийских сериалов оценивается в 4000 - 4500 часов (серий) в год, что примерно равно или несколько больше соответствуюх цифр для крупнейших европейских стран.

Объем рынка кинопроката в России (в период без пандемических органичений) колеблется около 1,0 - 1,2 млрд. долларов в год, что стабильно делает наш кинорынок одним из 5 крупнейших в Европе и 10 крупнейших в мире. Большая часть рынка (как и во всех странах со свободным рынком кинопроката) по прежнему - за американским кино. Российское кино занимет в разные годы от 15-20 до 35-45 процентов отечественного рынка кинопроката.

Наиболее успешные российские фильмы собирают в прокате до 2 - 3 млрд. руб. (до 10-11 млн. зрителей), что сравнимо с результатами проката в России лучших американских фильмов.

При этом в сегменте сериалов российские сериалы в России далеко опережают по популярности любые, самые изветные и успешные американские сериалы уже около 20 лет подряд.

Зрительское кино в России имеет официальный статус - с 2022 г. правительство через Фонд кино субсидирует прозводство зрительского кино в объеме около 6 млрд. руб. ежегодно - в дополнение к средствам частных инвесторов. Примерно такая же сумма выделяется через Министерство культуры на поддержку дебютного, детского, экспериментального, документального кино и других видов кинопродукции для нишевых аудиторий.

Объем производства программ для федеральных телеканалов в России составляет до 120 млрд. рублей. Объем рынка производства цифрового контента для интернета в России в 2020 году сравнялся с рынком производства программ для телевидения и оценивается также примерно в 120-130 млрд. руб. Объем рекламного рынка России в 2021 году составил, по разным оценкам от 600 до 650 млрд. руб. без НДС.

Важно отметить прогресс в продвижении русского аудиовизуального продукта на мировом рынке. Пока системные успехи на мировом рынки демонстрируют только русские анимационные сериалы - примеры всем хорошо известны. Однако всё больше росссийских фильмов получают значимые результаты в зарубежном кинопрокате. Важную платформу для распространения русского аудиовизуального продукта за рубежом составляют трансграничные стриминговые сервисы, которые в последний год стали регулярными заказчиками производства и дистрибуции российских фильмов и сериалов.

Мировой рынок аудиовизуального продукта в 2020 году оценивается в 220-240 млрд. долл.

История создания Института кино НИУ ВШЭ

Институт кино создан в 2021 году на Факультете медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ в ответ на выраженную потребность в качественно новой программе подготовке специалистов по кинопроизводству, сформулированную российскими продюсерами, руководителями кинокомпаний, телевизионных каналов и стриминговых платформ. 

Организаторы института поставили задачу - совместно с ведущей профессиональной организацией киноотрасли - Ассоциацией продюсеров кино и телевидения России (АПКиТ) - изучить и внедрить лучшие мировые практики подготовки специалистов по кинопроизводству. 

Было определено, что Институт в первую очередь должен начать подготовку сценаристов, режиссеров и продюсеров, а также актеров. В ближайшей перспективе Институт начнет подготовку операторов, художников и режиссеров анимации и компьютерной графики, специалистов по разработке компьютерных игр и ряда других специалистов.

В результате сравнительного анализа программ подготовки специалистов киноотрасли по всему миру, мы пришли к выводу, что потребностям отрасли в наибольшей степени отвечает методика и принципы подготовки специалистов Школы киноискусства (School of Cinematic Arts, SCA) Университета Южной Калифорнии  (г. Лос Анджелес, США). Наряду с элементами ряда других отечественных и зарубежных программ и российскими образовательными стандартами эти принципы положены в основу учебных программ Института кино НИУ ВШЭ.

Многолетний руководитель программы сценарного мастерства SCA профессор Дэвид Говард согласился возглавить аналогичные программы в Институте кино НИУ ВШЭ в качестве сооснователя, главного консультанта и профессора. Декан Факультета драматического искусства Университета штата Калифорния в Фуллертоне Светлана Ефремова - Рид возглавила программы подготовки и переподготовки актеров. Институт кино НИУ ВШЭ в качестве директора возглавил российский продюсер, кандидат искусствоведения Александр Акопов, разработавший в 2007-09 гг. году совместный спецкурс подготовки продюсеров компании Амедиа и ВГИК им. Герасимова.

Training the Trainers - программа подготовки преподавателей для Института кино

При всем уважении к таланту, знаниям и умениям даже самых заслуженных деятелей кино и телевидения, для преподавания по нашей программе требуются специальные навыки и мы не можем допустить к преподаванию специалистов кино без специальной подготовки.

Российским специалистам, желающим освоить профессию преподавателя драматургии и других профильных дисциплин в Институте кино НИУ ВШЭ будет предложен курс подготовки преподавателей Training the Trainers, разработанный Дэвидом Говардом - по системе, которая полностью аналогична системе подготовке преподавателей в SCA.

Длительность программы подготовки преподавателей - 2 года с частичным отрывом от производства.

Подготовка преподавателей будет вестись на английском языке без перевода. Подготовка преподавателей - не одноразовое мероприятие, она будет вестись постоянно, в течение всей деятельности Института, в группах по 6 человек, которые будут набираться по мере необходимости.

 

Поделиться текстом